Краткое обоснование значимости инновационного проекта (программы) для развития региональной системы образования
Инновационный проект (программа) МБОУ гимназии №1 города Светлограда по теме «Технология реализации персонализированной модели образования»
Наименование и место нахождения организации-соискателя: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Светлограда (356530, г. Светлоград, ул. Комсомольская, д. 16.
Цели, задачи и основная идея (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования.Цель деятельности: распространение инновационного опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования.
Задачи деятельности:
• установление потребности в освоении и внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования в системе образования Липецкой области и внешних по отношению к ней образовательных системах;
• организация профессиональных сетевых сообществ, проектных команд для освоения опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования;
• обеспечение научно-методической, информационной поддержки педагогов, образовательных организаций Ставропольского края при внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования.
Опыт МБОУ гимназии №1 города Светлограда может быть использован для распространения эксклюзивных аспектов управленческой деятельности, направленной на реализацию персонализированной модели образования, как в региональной системе образования, так и во внешних образовательных системах, при взаимодействии с региональной системой повышения квалификации педагогических работников.
Программа реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы)):
Для современных детей школа и учитель перестали быть единственным источником знаний. Ученик в школе должен приобрести главное умение – умение приобретать новые умения. Поэтому самообразование – это то, без чего в современных условиях никак не прожить (при этом нельзя становиться носителем ненужных и невостребованных навыков). Современная школа должна давать образование, основанное на индивидуальных траекториях и дающее определенный набор навыков. Именно так: не только знаний, но еще и навыков. На первое место выходят soft skills, их еще называют «мягкими», метапредметными компетенциями. Речь идет о коммуникабельности, умении работать в команде, креативности, пунктуальности, уравновешенности, толерантности к критике и так далее. Наряду с этим школа должна формировать у учащихся цифровые навыки. Школа должна развивать личностный потенциал ребенка и стать центром профессионального самоопределения. В современной школе необходимо создавать условия, которые позволят осуществлять профессиональную диагностику, профессиональные пробы учащихся и ориентировать их на получение профессий будущего.
Организация образовательного процесса в школе должна предполагать индивидуальный подход к процессу целеполагания, прогнозирования и планирования учебных траекторий, учёт различий в глубине и скорости обучения каждого ученика.
Система образования должна соответствовать основным трендам: персонализация, неопределенность и изменчивость, диджитализации образования (деятельность внутри информационной среды).
В современном образовании должна измениться роль учителя. Учитель – мотиватор. Учитель должен быть харизматичным, увлекающим, манящим, будоражащим ум и «запускающим ежей в мозг». Преподавателю следует работать так, чтобы его слово выполнило эту функцию, и запущенные им «ежи» в сознании ребёнка превращались в импульсы роста. Учитель – навигатор. Учителю необходимо стать организатором познавательной деятельности учащихся во всех сферах (игра, учеба, труд), которые будут ориентированы на получение ребенком новых компетентностей в изменяющемся мире и его готовность быть успешным в неопределенном будущем.
Основным направлением педагогической деятельности должно стать развитие мотивационной сферы учащихся. Образовательный результат должен стать личностно значимым. Образовательный процесс должен быть насыщен познавательными мотивами. Геймификация образовательного пространства и использование цифровых и виртуальных сред в сочетании с реальной практической деятельностью.
Этапы деятельности (год) | Содержание деятельности | Методы | Прогнозируемые результаты |
Информационный (2020-2021 г.г.) |
Подготовка инструкций, размещение материалов, определение состава участников проекта | Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, периодических изданий | Пакет диагностических материалов |
Диагностический (2020-2021 г.г.) |
Проведение диагностических исследований, устанавливающих потребность в освоении и внедрении опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования, цифровой платформы персонализированного образования | Наблюдение за деятельностью учащихся и преподавателей в образовательной деятельности Изучение и обобщение передового управленческого и педагогического опыта Анкетирование учителей и учащихся |
Результаты диагностических исследований |
Аналитический (2021-2022 г.г.) |
Осмысление результатов на уровне образовательных организаций, выработка плана действий по совершенствованию персонализированной модели образования, цифровой платформы персонализированного образования | Моделирование процесса использования цифровой платформы персонализированного образования | Персонализированная модель образования и механизмы ее внедрения в широкую образовательную практику |
Формирующий (2022-2023 г.г.) |
Создание профессиональных сетевых сообществ, проектных команд | Индивидуальное консультирование Научно-методическая, информационная поддержка педагогов |
Профессиональное сетевое сообщество, проектные команды образовательных организаций Ставропольского края |
Внедренческий (2023-2024 г.г.) |
Получение, обработка и систематизация материалов | Обобщение результатов, написание статей, методических рекомендаций, отчетов | Адаптированные персонализированные модели образования |
Необходимые условия организации работ:
Использование ИКТ (этот ресурс дает возможность изменить масштабы деятельности, использовать дополнительные возможности для развития профессиональных контактов, повысить оперативность деятельности);
Аналитическая деятельность (позволяет усилить воздействие на практическую деятельность образовательных учреждений за счет выявления связей между достигнутыми результатами и факторами их достижения; использование данного ресурса предполагает переход от констатации фактов и их оценки к анализу процессов, происходящих в муниципальной системе образования, их объяснению и прогнозированию).
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов:
Контроль реализации запланированных изменений в образовательной системе ОО
Объект контроля | Субъект контроля | Сроки контроля | Методы сбора информации |
Степень освоения педагогами новой модели организации образовательного процесса | Педагоги | Ежегодно | Собеседование с педагогами, изучение документации, тестирование |
Степень обеспеченности необходимыми материально-техническими ресурсами | Материально-технические ресурсы | Ежегодно | Изучение документации |
Приведение нормативной базы МБОУ гимназии №1 в соответствие с новыми педагогическими условиями | Устав, локальные акты | 2020 г. | Изучение документации |
Разработка персонализированных образовательных траекторий для обучающихся на основе платформы (в т.ч. для детей с ОВЗ) | Обучающиеся | Ежегодно | Изучение документации, собеседование |
Организация работ по внесению изменений в локальные акты, регламентирующие стимулирование участия педагогов в апробации внедрении ПМО (их установление заработной платы) | Локальные акты | 2020, 2021 гг. | Изучение документации |
Проведение работ по укреплению материально-технической базы МБОУ гимназии №1 | Оснащенность материально-техническими ресурсами | В соотв. с графиком поставки учебного оборудования | Постоянно |
Обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы).
Содержательные и процессуальные характеристики проекта находятся в строгом соответствии действующему законодательству:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости):
использование цифровых платформ для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования;
использование образовательных технологий, обеспечивающих персонализацию образовательной деятельности;
создание информационного образовательного пространства школы, базы эффективных решений для интерактивного оборудования;
развитие партнерства школы с субъектами российской системы образования, ПАО Сбербанк, Благотворительным фондом «Вклад в будущее».
Обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.
Распространение инновационного опыта использования технологии реализации персонализированной модели образования обеспечивает:
достижение высокого качества образования, повышение конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда;
совершенствование содержания образования, обеспечение преемственности на всех уровнях, углубление его фундаментализации и усиление социальной компетентности выпускника;
совершенствование деятельности педагогических кадров в условиях внедрения ФГОС, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с детьми с особыми образовательными потребностями;
интенсификацию и индивидуализацию образования, реализацию современных образовательных технологий, в том числе и информационных, развитие у учащихся культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля;
развитие научно-исследовательской деятельности, реализацию инновационных проектов и программ;
создание системы мониторинга и оценки качества образования, единого информационного пространства образования.